Hello-kun

Эвристические методы дизайна одежды – это методы продуктивного
творческого мышления, призванные существенно помочь дизайнерам в
преодолении психологических барьеров, инерции и стереотипов мышления,
тупиковых ситуаций при разработке новых идей, изделий.
Цель методов - активизация поиска новых решений. Она состоит в том,
чтобы сделать процесс генерирования идей интенсивнее, повысить
«концентрацию» оригинальных мыслей. Для этого при разработке методов
используют специальные психологические механизмы повышения
эффективности творческого процесса: ассоциативность мышления,
переключение и концентрацию внимания, игру воображения
Использование самых разнообразных эвристических методов позволяет
разбудить в дизайнере инициативу, раскрыть его индивидуальные творческие
способности, развить мобильность, гибкость, дивергенцию
(многовариантность) мышления в профессиональном направлении.


Методы

Метод мозгового штурма. Подбираются сотрудники так, чтобы они не были лично заинтересованы в рассматриваемой задаче и слишком глубоко связаны друг с другом. Они не обязаны быть разносторонними специалистами по данному вопросу, а только иметь общее представление о задаче, знать и понимать её (позднее специалисты могут дать свое заключение об этих идеях и развить их). Предлагается свободно высказывать свои мысли. Многие идеи окажутся бесполезными, однако сам процесс рождения идей должен происходить таким образом, чтобы предложения следовали друг за другом как можно быстрее. Задача состоит в генерировании большого числа разнообразных идей, в данном методе важно именно количество. Одна идея может породить другую. Критика и вынесение суждений [благоприятных и неблагоприятных ] не допускаются.

Метод «сенектики» — Проектная деятельность, сознательно использующая разного рода механизмы творчества, в основном различные типы аналогий, для целенаправленного ориентирования спонтанной активности мозга и нервной системы. Творческая активность в методе «сенектики» вызывается внутренними причинами или пробуждениями, основанными на необходимости самодвижения и самовыражения мысли или идеи, и возникает без внешних воздействий, самопроизвольно.

Футурология (в дизайне) — Твор­ческий метод, ориентированный на прогноз и поисковое проектирование с изображением свойств будущих объектов на языке зрительных обра­зов.Аналогом работ по футурологии является понятие теории изобретательства «идеальный конечный результат», при формулировании которого условно снимаются любые ограничения техни­ческого или экономического порядка, а вопрос, как достичь этого результата, решается позже. При этом чем на более отдаленное будущее ориенти­рована разработка, тем менее эф­фективными становятся строго логичес­кие методы работы, уступая место общекультурным соображениям и ин­туиции специалиста.


Сущность символической (абстрактной) аналогии в костюме
заключается в том, что требуется передать образ в краткой форме несколькими
характерными линиями или деталями, которые наиболее ярко его выражают.
Например, при проектировании детского карнавального костюма, аналогичного
историческому, передаются детали и цветовая гамма, наиболее ярко
характеризующие образ. При проектировании карнавального костюма,
символизирующего какого-нибудь зверя, обычно используется маска и одежда,
передающая цвет и фактуру шерсти.

Метод неологии, производный от аналогии, заключается в
использовании чужих идей в своей интерпретации. Поиск новой формы
происходит на основе корректировки, изменения или пространственной
перекомпоновки прототипа. Необходимо в процессе заимствования поставить следующие вопросы и
ответить на них: что нужно изменить в прототипе? что можно улучшить в
прототипе? каким образом? что интересного в прототипе? как это можно
использовать в своих целях? Использование прототипа, или заимствование без
изменения, чревато профессиональным скандалом и обвинениями в плагиате. С
другой стороны, мода – это заимствование и тиражирование актуальных идей
до тех пор, пока не наступит психологическое перенасыщение.

Метод карикатуры — метод доведения образного решения продукта
дизайна до гротескного, абсурдного, приводящий к нахождению нового,
неожиданного решения (рис. 5). Он помогает дизайнеру определить границы
образной модели, способствует развитию творческого воображения. Создание
гротескного образа широко используется в современном модном эскизе, а
также в моделях некоторых дизайнеров одежды для создания наиболее
выразительного образа (например, И.Мияке, Дж. Гальяно, А. Мак-Квин, Д.ван
Ноттен.


Метод «перечень недостатков» используется при модернизации или
стилизации морально или физически устаревшей вещи. Он заключается в
составлении полного, максимально развернутого перечня недостатков данного
изделия. Если изделие морально устарело, то необходимо выяснить чем,
например, устаревший жакет отличается от современного: проанализировать
длину жакета и рукавов, степень прилегания к фигуре, оформление линии
плеча, проймы, низа изделия. После этого внести необходимые изменения,
применить современную декоративную отделку или детали.

Прием перестановки предполагает перестановку конструктивно-
декоративных элементов или их замену. Этот прием получил широкое
применение в проектной практике как наиболее простой и дающий достаточно
неожиданные результаты. Например, замена карманов сумками или
кошельками, перемещение отделочных деталей по поверхности изделия в
необычные места: карманы - на плече, на спине, на поясе; несколько
воротников, пришитых рядом. Авангардисты в моде с успехом используют этот
метод, так как в процессе проектирования свою первоначальную идею можно
довести до гротеска, абсурда и потом увидеть в этом необычно интересное или
даже рациональное решение.

Метод создания одежды из целого куска ткани - метод
комбинаторики – несшитая одежда. Одежда, созданная таким образом,
существовала давно - у первобытных людей, греков и римлян. Этот метод
использовался и в одежде разных народов: сари и мужские штаны дхоти в
индийской одежде; накидки, пледы и пончо в странах Латинской Америки;
понева, разные способы повязывания головного платка в славянских странах.
Метод несшитой одежды представляется весьма заманчивым в
технологическом и конструкторском отношении в связи с ярко выраженным
экономическим принципом – время не тратится на построение конструкции и
отшивание изделия. Кусок ткани можно многократно превращать в новые виды
одежды, например, большой платок превращается в сложенный шарф,
капюшон, накидку, платье, юбку-саронг, юбку-штаны, сарафан (рис. 11).
Трансформация превращения получается за счет разного вида фиксации:
завязок, узлов, бантов; с помощью фурнитуры (булавок, застежек, прищепок,
брошей). Дизайнер может разработать целую серию такого вида фурнитуры.

. Метод коллажа – составление изделия из разнородных по качеству,
фактуре, декоративной отделке элементов (правильной или неправильной
формы кусочков ткани, полос или оборок). Изделие, выполненное таким
методом, должно быть выдержанно в цветовой гамме и иметь четкую
конструктивную форму. Эти два правила гармонизируют хаотическое
нагромождение разнородных элементов формы

Метод управления вниманием окружающих – это сознательное
проектирование дизайнером композиционных центров в местах достоинств
фигуры заказчика с целью отвлечения внимания окружающих от неэстетичных
участков фигуры и привлечению внимания к достоинствам. Например, у
полных фигур, как правило, полные не только ноги, что менее эстетично, но и
грудь, плечи, что очень красиво. Маленькую грудь можно как бы закрыть
композиционным центром, расположив на этом участке воланы, буфы,
драпировки, много мелких цветочков; красивые ноги, но узкие при этом бедра
идеально смотрятся в короткой пышной юбке. В одежде для заказчика с
красивой фигурой можно располагать 2-3 композиционных центра на наиболее
красивых участках, но при этом обязательно один должен быть наиболее
крупным, ярким, доминирующим.